Практика сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «Учимся жить самостоятельно»

Современные дети  живут в замкнутом пространстве, на всём готовом, по особым установленным правилам под постоянной опекой взрослых, от которых они полностью зависят, мало знакомы с реальной жизнью вне стен дома.

Такие дети имеют невысокий адаптационный потенциал и зачастую оказываются беспомощны  в самостоятельном жизнеустройстве. Несформированные практические навыки ведения домашнего хозяйства приводят к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи. Поэтому для успешной адаптации и интеграции несовершеннолетние нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум после выхода в реальную жизнь, чтобы не испытывать трудности с устройством на работу, содержанием жилья, в организации своего быта, умение планировать бюджет, распоряжаться карманными деньгами и т.д.

     Эффективной формой такого рода помощи является сопровождаемое проживание в социальной квартире, представляющее  специально созданное и определённым образом организованное помещение – аналог квартиры, предназначенное для сопровождаемого проживания  воспитанников с целью  их подготовки к самостоятельной жизни.

Основная цель проекта:

Подготовка воспитанников по приобретению практических навыков и компетенций  самостоятельной жизни, формирование у них компетенций, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития. 

Сопровождаемое проживание направлено на создание условий, в том числе и жилищных, для овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения помощи со стороны. Воспитанники овладевают базовыми жизненными навыками, обеспечивающими самостоятельное проживание, в двух сферах: самообслуживание, самоорганизация. 

          Тренировочная квартира играет роль своеобразного социального адаптера  -  с одной стороны она изменяет социальные условия, а с другой - формирует у ребёнка качества, необходимые для адаптации. Она предоставляет несовершеннолетним возможность для осмысления и апробации, полученных ранее знаний, умений и навыков, их переработки, объединения, перехода на качественно иной уровень, который характеризуется способностью решать жизненные задачи с использованием всех имеющихся в его арсенале средств.

 

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап.  

Знакомство с программой. Знакомство с оборудованием тренировочной квартиры. Экскурсия по социальной квартире, знакомство с правилами поведения в социальной квартире. Прохождение инструктажа по технике безопасности.

  1. Этап проживания в квартире.

Задачи воспитанников на этапе проживания в социальной квартире:

-  приобретение  и развитие жизненно-необходимых умений и практических навыков, необходимых для самостоятельной жизни (самостоятельное приготовление пищи, рациональное распределение продуктов, умение пользоваться современной бытовой техникой, уборка  жилого помещения, владение культурно-гигиеническими навыками, повышение навыков самостоятельности,  грамотное распределения бюджете);

- подготовка к проживанию в семье (определение и распределение обязанностей в семье, выполнение взятых на себя обязанностей, привитие чувства ответственности и заботы о своих близких);

 -  выработка навыков конструктивного общения, произвольного поведения (формирование и овладение навыками самоконтроля над эмоциями и поведением, умение находить конструктивное решение из жизненных ситуаций).

  1. Заключительный этап.

На данном этапе подводятся итоговая диагностика самостоятельного проживания: самообслуживания, организации питания, соблюдения режима дня и порядка в квартире,  а так же умение владеть технологиями общения, владеть своими эмоциями, знания о взаимодействии с коммунальными службами и другими учреждениями.

Целевая аудитория (возраст, категория несовершеннолетних):

Несовершеннолетние  13-18 лет.

Программа реализуется с октября 2021 года. За период 2021 г.- 2023 г. было проведено 250 занятий (200 –теоретических, 50 - практических), где приняли участие 20 несовершеннолетних.

В результате реализации программы:

        92% несовершеннолетних овладели навыками ведения экономики домашнего хозяйства: обращение с деньгами, планирование и ведение бюджета, планирование и осуществление покупок;

        100% несовершеннолетних овладели представлением о назначении дома, осознание значимость дома в жизни каждого человека; умение поддерживать чистоту, делать уборку помещения,  мыть и вытирать посуду (применять чистящие и дезинфицирующие средства для мытья посуды, кухонного инвентаря),   работать с бытовыми электроприборами);

        100% несовершеннолетних овладели знанием о здоровом питании , какие продукты нужны для приготовления пищи; умение покупать продукты их правильное хранение, способы заготовки; знание назначения и применения оборудования на кухне, кухонной утвари и посуды; умение  осуществлять сервировку стола);

       100% несовершеннолетних овладели навыком готовить простые блюда;

       85% несовершеннолетних овладели знаниями соблюдения социальных норм в повседневной жизни; умение организовать свободное время; знание о первичной медицинской помощи; знание способы занятости и трудоустройства.

Воспитанники принимали участие в программе «Учимся жить самостоятельно» с большим удовольствием. В результате в процессе сопровождаемого проживания у подростков формируются жизненные компетенции по владению навыками самообслуживания, планированию бюджета, совершению мелких покупок, приготовлению пищи, социальному общению и самоорганизации, которые пригодятся им в семейной жизни.

21.09.2022 года Учреждение приняло участие в XIII Всероссийском форуме «Вместе – ради детей! Доступная и качественная помощь», где участниками выступали специалист по работе с семьей Соловьева М.П., психолог Малясова Е.Ю. В онлайн формате представлен мастер-класс «Опыт организации деятельности воспитанников в тренировочной квартире».

B-Accessibility